Панель управления
Главная страница Обзор непрочитанного Регистрация на сайте Статистика сайта    
Реклама
Разделы
Категории новостей
TOP-10 новостей за неделю
Розыгрыш призов
TOP-10 комментаторов
Лучшие авторы за неделю
Лучшие авторы за месяц
Опрос
Отправка SMS


Реклама
«Сакатский парнишка Кесе». Якуты в истории Америки Категория: Интересно
«Сакатский парнишка Кесе». Якуты в истории Америки


Одним из самых интересных событий в истории Русской Америки было основание форта Росс в Калифорнии. Современные россияне отождествляют Русскую Америку с Аляской. Между тем, под юрисдикцию Российско-Американской компании (РАК) подпадали часть Гавайских островов и территории в Северной Калифорнии. Своеобразной столицей этих русских поселений и стал форт, основанный в 1812 году. Он служил опорной базой для промысла морской выдры – колонка, который вели перемещенные в Калифорнию артели эскимосов, и центром земледелия и скотоводства, созданного здесь для снабжения Русской Америки продовольствием.

Росс находился в 120 километрах от современного Сан-Франциско на северном побережье залива Бодега (Румянцева), от которого крепость была отделена долиной реки Славянки – ныне Русская, Russian River. Соседствовавшие с крепостью индейцы принадлежали к трем этническим племенам – кашайя, помо и мивоки.

«Сакатский парнишка Кесе». Якуты в истории Америки


Вождь племени кашайя. Начало ХХ в.


Якутский нож «лутче немецкаго…»

1812 год был тяжелым и для России, по которой двигалась к Москве армия Наполеона, и для молодой Американской республики, которой в том же году пришлось скрестить мечи с Англией. По распоряжению правителя РАК Баранова экспедиция Ивана Александровича Кускова отправилась в ноябре 1811 г. из Ново–Архангельска (о.Ситка) на шхуне «Чириков».

В своей книге «Русские в истории Америки» американский исследователь русского происхождения Виктор Петров приводит такие сведения из архивных источников: «На корабле было 25 русских промышленных и пять инородцев-якутов (выделено мной – Г.С.) с материалами и инструментами, необходимыми для постройки форта, а также 80 алеутов-охотников с 40 байдарками».

Fort Ross Marker
Fort Ross Marker

Уже в те времена якуты были известны как искусные плотники и кузнецы. В частности, в XVIII, XIX веках многие церкви и часовни на Аляске были построены при их непосредственном участии, чему есть прямые исторические свидетельства. А якутские ножи встречались в Русской Америке повсюду. Причем, писарь конторы Российско-Американской компании Хлебников еще в начале XIX века отмечал, что холодное оружие из стали якутских кузнецов «лутче немецкаго»…

Для населения Росса, которое колебалось в пределах нескольких сот человек, характерной была пестрота этнического состава, где русские составляли меньшую его часть. Приведем еще одни любопытные цифры. Согласно «Ведомости людей, находящихся в селении и крепости Росс», составленной в 1820 году, «…из 148 мужчин было 3 якута, 5 креолов и 116 кадьякских эскимосов». И далее о населении и национальностях форта, их социальном положении сообщается: «Русское население форта Росс, принадлежащее к разряду разночинцев, состояло из лиц мещанского и крестьянского происхождения. Жены их главным образом были крещеные якутки…».

Смышленый парнишка Кесе

В одном из архивных свидетельств того времени автор этих строк наткнулся на упоминание «сакатского смышленого парнишки Кесе». Хотя к тому времени название народа как «якуты» уже прочно вошло в язык, русским наверняка было знакомо самоназвание – саха. Вдобавок православное имя этого парнишки Кеша по-якутски как раз и произносится как Кесе.

Судя по всему, нашего земляка взяли в поход проводником до Охотска. Затем он вместе со всеми двинулся до далекой Калифорнии. В первоначальный период освоения Аляски русским экспедициям было свойственно брать с собой чукчей, юкагиров, коряков. Первопроходцы полагали, что на том берегу пролива разговаривают на тех же языках, что и на этом. Убедившись, что вроде бы родственные, с почти одинаковым хозяйственным и культурным укладом народы не понимают друг друга, они, вполне возможно, подключили к этому делу якутов. Но, как сейчас понятно, саха оказались значительно дальше от аляскинских эскимосов, алеутов, индейцев и по языку, и по культуре. Хотя многие тысячи лет назад заселение Америки шло из Евразии…

В свете православия

Необходимой составной частью колонизационного процесса России была христианизация, которая направлялась на создание системы социального и идеологического контроля над местными жителями. Вместе с тем, предполагалось также сохранение традиционной культуры аборигенов. В контексте этих особенностей необходимо рассматривать и такие явления, как создание русскими школ при церквях, что не было свойственно ни англичанам, ни испанцам. Существовала таковая и в Россе.

Кроме того, в колониях, в силу особенностей их демографической структуры, получил широкое развитие процесс метисации, в которой метисы, коих в Русской Америке называли креолами, заняли промежуточное положение, образуя особую прослойку.

В 1836 году небезызвестный сегодня якутянам Преосвященный Иннокентий Вениаминов насчитал в Россе 39 крещеных индейцев. В воспоминаниях индейцев племени кашайя прекращение среди них кровной мести совпадает с распространением православия.

Завладев территорией в районе форта Росс, вокруг которого возникло еще несколько мелких русских селений, РАК пыталась расширить сферу своих влияний к северу и к югу. Особое внимание уделялось развитию отношений с индейцами.

Это можно объяснить тем, что в начале XIX века администрация русских колоний «обожглась» на отношениях с индейцами-тлинкитами на юго-востоке Аляски. Воинственные тлинкиты, обладавшие большим опытом межплеменных столкновений и вооруженные огнестрельным оружием, полученным от английских и американских купцов, в те годы разорили русские укрепления на острове Ситка и в заливе Якутат (интересное для нас название, не правда ли – Г.С.).

«Действовать политикою, а не силою»

Между тем, обследовав в 1809-1810 годах залив Бодега, будущий основатель форта Иван Кусков в своем донесении, воспроизведенном в «Журнале мануфактур и торговли» за 1859 год, пишет, что стремился всячески расположить индейцев: раздавал подарки, а некоторым «кои обходились ласковее и оказывали услуги», были вручены дополнительные подарки и серебряные медали, «чем они были весьма довольны».

Специальной инструкцией главного администратора российских колоний в Америке Баранова предписывалось изучать обычаи коренного населения Калифорнии, составлять словари языка индейцев «…с народами сколь можно покороче знакомиться, коих всех как наивозможно миролюбивыми и дружественными видами и приемами приласкивать, избегая и малейшей причинять досады… Дабы иногда действовать можно и политикою, а не силою».

Здесь, в одном из документов, снова наткнулся на нашего «сакатского смышленого парнишку», которого обозвали уже как Кеся. К тому времени он, по всей видимости, изучил местный язык, так как выступал толмачом в переговорах с вождем мивоков Валленилой…

То водока, то турак…

«Русский период» оставил заметный след в культуре коренного населения ряда районов Калифорнии. В частности, в окрестностях форта индейцы кашайя до сих пор сохранили в своем языке более 30 слов, заимствованных из русского, например, водака, турак, чэй (чай) и т.д.

В калифорнийской «индейской политике» РАК отразились общие принципы политики компании в отношении коренного населения Русской Америки. Испытывая недостаток сил и контролируя весьма ограниченную территорию, находясь по соседству с испанскими колониями, администрация русских владений в Америке стремилась сохранить мирные отношения с практически независимыми от нее аборигенами малоосвоенных районов. И помогали ей в этом аляскинские эскимосы, алеуты и, как выяснилось, якуты…

«Сакатский парнишка Кесе». Якуты в истории Америки


Форт Росс сегодня


Укрепленное селение Росс было продано испанским купцам в 1841 году. РАК было трудно управлять столь удаленными землями, хотя между Ново–Архангельском и Россом существовало постоянное морское сообщение. Так закончился «русский период» в истории Калифорнии.

В настоящее время крепость Росс является историческим памятником. В июне 1994 года на церемонии в честь ее восстановления после пожара вождь кашайя Аллен Джеймс рассказал о жизни индейцев во время пребывания в Калифорнии русских. Судя по всему, в исторических преданиях о них сохранились только хорошие воспоминания…

Георгий СПИРИДОНОВ, Sakhaday.ru

Киэсэ

Гость
Регистрация: --
Статус:
Новостей: 0
Комментов: 0
 31 мая 2019 - 19:44 #1 

Жалко что не удалось сохранить тогда территории...а якутский нож он действительно хорош,и по ныне.Леонид Борисович Архангельский в своей книге ,,секреты булата,, писал что якутские кузнецы когда нибудь возродят былую славу своих предков.....сейчас ,,Якут,,( нож Саха) копируется по всей России.....это самый универсальный нож из всех ножей мира.

сака

Гость
Регистрация: --
Статус:
Новостей: 0
Комментов: 0
 1 июня 2019 - 17:54 #2 

Что интересно , почему то людей саха , другие народы называли или сакаит ,сакат , или якот -якут.

На мой взгляд сами саха сохраняли дистанцию при личном общении и неслишком откровенничали с кем бы то ни было.
Или же слово - саха , для других народов в том числе и русских не воспринималось ввиду не склонения по падежам.
Поэтому применялись слова типа - сакаит ,сакат , сакай , сагай и т.д.
В тюркских языках слово саха вполне органично склоняется - сахалар ,сахабын .
Информация
 
Обратная связь