Панель управления
Главная страница Обзор непрочитанного Регистрация на сайте Статистика сайта    
Реклама
Разделы
Категории новостей
TOP-10 новостей за неделю
Розыгрыш призов
TOP-10 комментаторов
Лучшие авторы за неделю
Лучшие авторы за месяц
EgoRRys 843
FastEast. 634
ZTCH 356
4 Japaneese 168
5 rab 64
6 Almara 63
7 OMGLOL 52
8 Appos 49
9 Askolon 36
10 motoyo49 28
Опрос
Отправка SMS


Реклама
Полеты над территорией Якутии подвиг летчиков за гранью возможного. Категория: Интересно
Ленд-лиз — государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки поставляли своим союзникам во Второй мировой войне боевые припасы, технику, продовольствие, медицинское оборудование и лекарства, стратегическое сырьё, включая нефтепродукты.

Президент США Франклин Д. Рузвельт подписывает закон о ленд-лизе

media ykt image



Канада также имела программу Ленд-лиз, аналогичную американской, поставки в рамках которой составили 4,7 млрд долларов, в основном в Великобританию и СССР.

Первые поставки через Северную Атлантику показали ненадежность этого маршрута. Немцы, базируясь в Северной Норвегии, топили суда.

media ykt image


Через «южную трассу», обеспечивающую поставки в нашу страну через страны Ближнего Востока, иракский порт Басра – сферу британского влияния.

Через Индийский океан и Иран поставка груза занимала от двух до четырех месяцев. Плюс вступление Японии в войну тоже внесло свои коррективы.

Колонна лендлизовских грузовиков для СССР, идет из британского Ирака через горные перевалы.

media ykt image



И далеко не всем известно об еще одном маршруте, который назвался «АлСиб». Сокращенно от «Аляска — Сибирь».

В конце 1941 года Рузвельт писал Сталину: "Если бы было возможно осуществить поставки самолетов из Соединенных Штатов в Советский Союз через Аляску и Сибирь, было бы сэкономлено большое количество времени..."

Самолеты были очень нужны. И не через полгода, а сегодня, сейчас. На фронте шли тяжелые бои.


media ykt image



В ноябре 1941 года на уже имеющихся аэродромах начались строительные работы. В Якутске, где ВПП была дерновая, сооружали дополнительные здания.
В 1942 году развернулось строительство базовых аэродромов в Киренске, Сеймчане и Уэлькале, а также промежуточных и запасных — Алдан, Олекминск, Оймякон в Якутии, Берелех на Колыме и Марково на Чукотке.

Летом 1942 года в Иванове была сформирована 1-я перегоночная Краснознаменная авиационная дивизия ГВФ. Здесь лётчиков знакомили с американскими самолётами и проводили тренировочные полёты. Командиром дивизии и начальником трассы был назначен полковник Илья Павлович Мазурук — полярный лётчик, Герой Советского Союза. В дивизию входило пять авиаполков. Осенью лётный состав был перевезён на трассу.


Штаб дивизии и управление воздушной трассы располагались в Якутске

7 октября 1942 года из Фербенкса в Уэлькаль вылетела первая группа из семи истребителей Р-40 "Киттихаук", пилотируемых летчиками 1-го полка.


media ykt image


На первом летел на своем бомбардировщике Б-25 сам полковник Мазурук.

B-25 Mitchell.

media ykt image



Участок Сеймчан — Якутск был самым тяжелым. Приходилось преодолевать 1167 километров через полюс холода над обширной высокогорной территорией с Верхоянским и Черским хребтами, на больших высотах, в кислородных масках.

media ykt image



От Якутска до Киренска летели 1330 километров над глухой тайгой.

На что могли рассчитывать экипажи или летчики на истребителях, в случае аварии и вынужденной посадки, сказать сложно. Шла война, и о поисково-спасательных экспедициях в стиле челюскинской эпопеи можно было только мечтать.

Тем не менее — летели. Через туманы, морозы, снегопады, шторма и прочие прелести.

Трескучие морозы. Самолеты покрывались ледяной коркой, масло превращалось в камень, лопались резина и шланги — выходила из строя вся гидравлика и тормозная система. Отказывали карбюраторы, магнето, свечи, моторы стыли в воздухе.

На снимке Р-39 «Аэрокобра»:

media ykt image



P-39 «Аэрокобра» — самый «обрусевший» самолет ленд-лиза.

media ykt image



Bell P-63 Kingcobra (Королевская «Кобра»)

media ykt image



По трассе «АлСиба» через Якутск перемещались дипломаты и военные специалисты. Летали знаменитые послы СССР в США

М. М. Литвинов

media ykt image





и А. А. Громыко. В защиту интересов СССР более 20 раз использовал право "вето" в Совете Безопасности ООН, вследствие чего получил сначала в дипломатической среде, а затем и в прессе прозвище «Мистер Нет».

media ykt image



а в 1944 году даже вице-президент США Генри Уоллес.

media ykt image




Разогревали моторы железными печками, которые топили дровами по два-три часа и больше. Эту печку сконструировал заместитель комдива по летной службе подполковник Василий Фокин, ее на трассе назвали — печь ФОК-2.

Похоже под снегом A-20 Boston.

media ykt image



За три года, как записано в историческом формуляре дивизии, по трассе перегнали 8094 самолета.



Для сравнения:

Через северные порты в Мурманск СССР поступило 4790 самолетов.

А через южный маршрут 5642 самолета.




К концу войны был заложен фундамент первоклассной авиации в Якутии. Инфраструктура «АлСиба» оказалась вполне способной обеспечить воздушные перевозки, необходимые для развития региона.

Например, в Якутске центральные газеты стали получать через 7-8 дней с момента выхода, а не через месяц.





Мемориальный комплекс, посвященный "Легендарным участникам перегоночной трассы Аляска - Сибирь" 1942 - 1946. P-39 «Аэрокобра». Якутск.

media ykt image



Истребитель P-39 «Аэрокобра» отличался несколькими необычными конструктивными решениями:

  • Его двигатель был расположен сзади кабины пилота. Такое инженерное решение давало «Аэрокобре» целый ряд преимуществ: лучшая манёвренность, аэродинамика, лучший обзор, возможность размещения более тяжёлого вооружения, большая защищённость лётчика и т. д.

  • «Автомобильного» типа двери, облегчавшие посадку в самолёт, но делавшие аварийное покидание самолёта опасным.

MRAKO

Пользователь
Регистрация: 11.10.2017
Статус: Пользователь offline
Новостей: 0
Комментов: 1936
 15 сентября 2021 - 19:52 #1 

Напишите про погибшие экипажи и самолеты над Якутией во время перегонов.
Информация
 
Обратная связь